Диалектический синтез понятий «Бог» и «природа»

В данной статье будет предпринята попытка осуществить диалектический синтез категорий «Бог» и «природа» на основе несимметричного диалектического подхода, представленного в трудах Э.Х. Измайлова. Согласно принципам несимметричной диалектики любая пара противоположностей формирует устойчивую причинно-следственную связь, в которой одно понятие абсолютное и выступает как причина, утверждение, или целое, а другое понятие относительное и выступает как следствие, отрицание или часть.

Ключевые слова: Бог, природа, несимметричная диалектика, синтез

Стремительный научно-технический прогресс, ознаменовавший начало новой эпохи в развитии человеческой цивилизации, имел как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, мы приобрели множество полезных прикладных изобретений и смогли более комфортно обустроить повседневную жизнь. А с другой стороны, в сознании большинства людей началось разделение между религиозным взглядом на мир, основанным на вере, и научным, — опирающимся на эмпирический опыт и эксперимент. Таким образом некогда целостный подход, при котором наука была инструментом познания, в первую очередь, для священнослужителей, был вытеснен своего рода «разделением труда»: теологические вопросы, связанные с Богом, закрепились за религией, а изучение природы стало прерогативой учёных-естествоиспытателей.

Такое разделение может показаться вполне уместным. Основоположник квантовой физики Макс Планк, считал, что «единственной устойчивой предпосылкой для познания является то, что воспринимается нашими органами чувств, а предположение о существовании миропорядка, имеющего свои законы, здесь служит лишь предварительным условием для плодотворной формулировки проблем» [12]. Однако разделение науки и религии в действительности породило серьёзную мировоззренческую проблему: две тесно взаимосвязанные сферы жизни стали восприниматься как взаимоисключающие друг друга.

В контексте рассматриваемой здесь темы данное мировоззренческое противоречие можно сформулировать так: Бог (дух) — это не природа, то есть Он не имеет формальных атрибутов, свойственных природе (материи); а природа — это не Бог, то есть в природе нет ничего божественного и таинственного. Абсолютизация первого утверждения породила различные формы идеализма, абсолютизация второго утверждения — различные формы материализма. При этом, как говорил французский химик Поль Сабатье, лауреат Нобелевской премии, «естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди, плохо образованные как в том, так и в другом» [4].

Под словом «природа» в нашем случае мы будем иметь в виду всё то, что нас окружает – мир физический (пространство материи, доступной чувственному восприятию) и мир психофизический (пространство мыслей и взаимоотношений). Именно эти наслоения скрывают от сознания человека невидимую реальность, лежащую за пределами наших наблюдений и размышлений, – то, что принято называть Абсолютом. «Итак, справедливо верить, что есть Бог, существо беспредельное, вечное, ни от кого не происходящее, не сотворённое, без которого ничего не существует, которое создало и устроило мир, –  утверждал Дмитрий Аничков, русский философ, математик, логик. – Он невидим для наших глаз, которые наполняет лучами своего света; мы только мысленно постигаем Его, и Его величие таится в глубоком святилище нашего духа» [6]. 

То есть природа как бы «отрицает» Бога, «прячет» его от любопытных глаз несмотря на то, что сама является лишь частью Абсолюта. В результате человек становится подобен рыбе, которая плавает в озере и при этом удивлённо спрашивает: «где вода?». «В действиях природы, – говорил знаменитый итальянский механик и астроном Галилео Галилей, – Господь Бог является нам не менее достойным восхищения образом, чем в божественных стихах Писания» [2]. Английский физик Джон Джоуль, сформулировавший первый закон термодинамики, открывший всем известный Закон Джоуля, писал: «Феномен природы, будь то механическая, химическая, жизненная энергия, почти полностью продолжительно переходит сама в себя. Таким образом, поддерживается порядок, ничто не выведено из строя, ничто не потеряно навечно, но весь механизм, как он есть, работает гладко и гармонично весь управляем Божьей волей» [13].

Бог видим лишь для тех, кто смотрит на Него глазами мудрости, а не физическим зрением, и кто способен воспринять Его частичное проявление, природу, в связи с Ним – полным целым. Луи Пастер, отец современной микробиологии и иммунологии, говорил: «Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца. Я молюсь во время своих работ в лаборатории» [10]. «Бог сотворил прекрасный мир, в котором мы живём и который мы можем исследовать, — сказал Уильям Филлипс, когда на одной из конференций узнал о присуждении ему и трём его коллегам Нобелевской премии за работы в области атомной физики. — Я беседую о вопросах веры с учёными без того, чтобы убеждать их различного рода интеллектуальными аргументами. В устройстве вселенной я вижу руку Творца, другие этого не видят. Но должен сказать, что большинство учёных серьезно относятся к Библии» [5].

Жан Луи Агассис, один из основоположников гляциологии, науки о природных льдах, первым предложивший научную гипотезу о том, что Земля в прошлом пережила ледниковый период, полагал, что Божественный Замысел можно найти всюду в природе, и не мог убедить себя в правомочности теории, не упоминающей об этом Замысле. Он определял виды как «мысль Бога» и написал в своём «Эссе о классификации»: «Собранные в пространстве и времени все эти идеи показывают не только мысль, но и также преднамеренность, силу, мудрость, величие, предвиденье, всеведенье и провидение. Одним словом, все эти факты в своей естественной взаимосвязи провозглашают в полный голос Единого Бога, которого человек может знать, обожать и любить; и естественная история должна стать в итоге исследованием мыслей Создателя Вселенной» [13].

Швейцарский микробиолог и генетик Вернер Арбер, лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1978 года, писал: «Самые простейшие клетки для своей работы нуждаются как минимум в нескольких сотнях различных биологических макро-молекулах. Для меня остается большой тайной, каким образом такие весьма сложные уже на тот момент объекты были собраны воедино. Возможность существования Создателя, Бога, представляется мне удовлетворительным решением этой проблемы» [1].

Главное препятствие, связанное с осмыслением понятия «Бог», проистекает из симметричного представления о том, что Бог – это противоположность природе. А если Он является её отрицанием, значит у Него не должно быть того, что мы наблюдаем у разных объектов природы – имени, формы, качеств, деяний. Так появляется идея о Боге, как бесформенной энергии, абсолютном разуме, космическом облаке. Симметричная логика рассуждений закольцовывает мышление таким образом, что обе противоположные категории по сути теряют всякий смысл. Ведь если оба понятия рассматриваются через отрицание своей противоположности, то мы в своих размышлениях попадаем в замкнутый круг, из которого уже нет рационального выхода. Такую интеллектуальную ловушку Гегель называл «дурной бесконечностью».

Несимметричный диалектический подход утверждает, что одно из двух противоположных понятий должно быть позитивным, в то время как другое является его продолжением, и в то же время, в силу частичности своего проявления, является также и отрицанием. Иными словами, если природа — это отрицательная категория, которая скрывает от нас Бога, значит можно предположить, что понятие «Бог» является причинным или абсолютным. «Чудесное устройство космоса и гармония в нём могут быть объяснены лишь тем, – утверждал основатель классической теории физики Исаак Ньютон, – что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — моё первое и последнее слово» [11].

Это утверждение должно находить подтверждение и на практике. «Организм, каков бы он ни был, есть дело Предвечного Зодчего и то, что мы называем природой, ни что иное, как работа и искусство этого Высочайшего Зиждителя. – утверждал итальянский священник и астроном Анджело Секки, получивший среди астрономов неофициальный титул «отца астрофизики». – Он-то и дал форму организованной материи, подобно тому, как призвал к существованию и движению грубую материю. Исключить это начало под каким бы то ни было предлогом значило бы закрыть себе путь к объяснению даже таких явлений, где оно ясно. Это до такой степени справедливо, что те, которые хотели бы всё объяснить одной материей, находятся вынужденными одарить её силами и активными свойствами, хотя и весьма разнообразными, но всё-таки недостаточными для достижения их целей; но они забывают, что эти силы стоят в явном противоречии с основным свойством материи – с инерцией» [9, c.13].

  Для производства и поддержания простейших предметов быта даже в человеческом обществе требуется сознательное участие людей. За каждым процессом стоит какая-то личность – происходит ли что-то в заводском цеху или за кухонной плитой. Наивно полагать, что если простые вещи нуждаются в присутствии личности, то более сложно организованные (например, круговорот воды в природе или движение воздушных потоков) происходят сами собой. «Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления, – говорит британский физик и радиотехник Джон Флеминг, изобретатель первой электронной лампы. – Универсум предстаёт сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя» [3].

Диалектический синтез божественного и природного происходит в человеке. Смысл человеческой жизни заключается в поиске ответов на главные вопросы бытия — кто я и в чём моё предназначение, — таков же смысл и постижения природы.  Карл Фохт, немецкий естествоиспытатель, зоолог, палеонтолог, врач, в «Естественной истории Мироздания», говоря о небесных телах, заканчивает главу нижеследующими словами: «Как велик и как прост весь этот процесс! Только Божество могло задумать и выполнить его; человеку же остаётся только размышлять о нём и исследовать его. И, конечно, мы через это приближаемся прямым путём к нашему Величественному Отцу, Который может всё задумать, – соприсутствуем Ему и пребываем на Его совете; если же этого нельзя, то падите в прах и молитесь безмолвно» [7].

Когда поиски смысла основаны на правильных представлениях о мире, тогда размышления человека очень быстро приводят к точным выводам, а наблюдения лишь подтверждают открывшиеся истины. «Создатель дал роду человеческому две книги, – говорил русский учёный-энциклопедист Михаил Ломоносов. – В одной показал Своё величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия» [14].

Опубликовано в сборнике научных докладов «Религия, наука, теология: вызовы и проблемы современности» — Ссылка на статью
 
 Автор:
 
Арсеньев Кирилл Сергеевич магистрант направления религиоведение ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.

Библиографический список:

  1. Arber, W. 1992. The Existence of a Creator Represents a Satisfactory Solution. In Margenau, H. and R. A. Varghese (eds.), Cosmos, Bios, Theos: Scientists Reflect on Science, God, and the Origins of the Universe, Life, and Homo sapiens. La Salle, IL: Open Court, 141-143.
  2. Великие люди о вере. — М.: Фонд социокультурных проектов «Традиция», 2019. — 112 с.: ил.
  3. Великие физики о вере и Боге. [Электронный ресурс] — Режим доступа: // https://www.pravmir.ru/velikie-fiziki-o-vere-i-boge .
  4. Вера и естественнонаучное знание. [Электронный ресурс] — Режим доступа: // https://www.pravmir.ru/vera-i-estestvennonauchnoe-znanie. 
  5. Доказательства существования Бога. — М.: Литрес, 2017 г. — 469с.
  6. Дьяченко Г. Духовный мир. [Электронный ресурс] — Режим доступа: // https://unotices.com/book.php?id=182420&page=37. 
  7. Дьяченко Г.М. Духовный мир. — Directmedia, 2014. — 809 с.
  8. Измайлов, Э.Х. Основы учения Вед. Часть 2. Логика. — Томск : Томский Центр Ведической культуры, 2006. — 50 с.
  9. Карышева И. А. Основы истинной науки. Книга 1-я. Бог не опровержим наукой. — Санкт-Петербруг, 1895, 62 с. — с. 13.
  10. Копяткевич Т.  Доказательства бытия Божия. — М.: Литрес, 2020. — 118с.
  11. Непряхин Н. Анатомия заблуждений: Большая книга по критическому мышлению. — Альпина  Паблишер. 2021. — 578с.
  12. Планк Макс. Религия и естествознание. Доклад, прочитанный в мае 1937 года в Дерптском университете. [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/PHIL2.HTM.
  13. Список верующих учёных. ПРАВОСЛАВИЕ.ФМ. НЕЗАВИСИМЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: // https://pravoslavie.fm/science/spisok-veruyushhih-uchenyih.
  14. Султанов Р. Бог вне времени и пространства. — М.: Литрес, 2021. — 124 с.

 

Tags: , , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *