В эпоху информации человек как никогда ранее нуждается в развитом критическом мышлении. Критическое мышление подразделяется на склонность и способность мыслить критически. И если первое присуще всем, то второе нуждается в сознательном формировании.
Поскольку вершиной философской системы является этика, уровни критического мышления можно сопоставить с уровнями нравственности, описанными американским психологом Лоренцом Кольбергом. Так, первый уровень, чувственный, связан с вознаграждением и наказанием. То, что приятно чувствам, не подвергается критике, а то, что входит в противоречие с привязанностями, тут же становится объектом критики.
На втором уровне, эмоциональном, человек руководствуется отношениями с окружающими его людьми, и логика его поступков продиктована теми эмоциями со стороны значимых для него людей, которыми сопровождаются принятые им решения.
На третьем уровне, интеллектуальном, человек руководствуется своей собственной системой ценности, практически не завися от оценки окружающих, поскольку теперь имеет свой собственный кодекс чести. В этой ситуации под прицелом его критического восприятия оказывается всё, что противоречит его нравственным идеалам.
Наша гипотеза заключается в том, что существует отдельный, ранее не изученный, уровень критического мышления, основанный на философском методологическом анализе информации; позволяющий осуществлять наиболее объективную оценку информации независимо от наличия обширных познаний в той или иной области; являющийся отправной точкой для всех остальных уровней критического мышления; для формирования и развития которого необходимо создать определённую образовательную среду, построенную на принципах целостности, диалогичности, позитивной проблематизации, коллективной работе и т.п. Освоение данного уровня критического мышления будет эффективным, если использовать методы педагогических кейсов и гуманитарного проектирования.