В основе любого научного подхода лежит философская методология, которая при самом крайнем упрощении представляет собой диалектическое взаимодействие противоположных начал: теория и практика, знание и невежество, дух и материя и т. д. В зависимости от характера такого взаимодействия можно выделить пять диалектических подходов: диалектический материализм, диалектический дуализм, диалектический идеализм, диалектический монизм и диалектический реализм.
Высшая логика, построенная на принципах диалектического реализма, уходит своими корнями в древние ведические тексты, такие как Тайтирья-упанишад, Шри Ишопанишад, Веданта-сутра, Бхагавад-гита, Бхагавата-пурана и др. В начале XVI в. принципы данного подхода были впервые сформулированы основоположником гаудия-вайшнавской традиции индуизма Шри Чайтаньей Махапрабху, которые дал ему название ачинтья-бхеда-абхеда-таттва или Учение о непостижимом единстве и различии.
Позднее, как философская первооснова, диалектический реализм проявился в трудах последователей Шри Чайтаньи, выдающихся исследователей ведической мудрости — Рупы Госвами (1493-1564), Дживы Госвами (1511-1596), Бхактивинода Тхакура (1838-1914), Бхактисиддханты Сарасвати (1874-1937), Бхактиведанты Свами (1896-1977). Особый вклад в понимание диалектического реализма внёс российский учёный Энвер Хаджимуратович Измайлов. Он научно описал принципы ведической системы мышления и разработал практические рекомендации по её освоению. Предложенная им методология получила название несимметричная диалектика.
Книги и научные публикации
Книги:
1. Бхактиведанта Садху Свами. Код Абсолюта. Путь к совершенному разуму. – Философская книга, 2012.
2. Измайлов Э. Х. Цивилизационная концепция нового времени, 2020.
3. Измайлов Э. Х. Основы учения Вед. Часть 2. Логика. — Томск : Томский Центр Ведической культуры, 2006. — 50 с.
4. Арсеньев К. С. 12 размышлений о науке и религии (аудиокнига). 2020.
5. Арсеньев К. С. 12 размышлений о любви и ненависти (аудиокнига). 2021.
6. Хьюм Э. Д. Бешан или Пастер? Утерянная глава истории биологии. Первое изд. в 1923 г.
Статьи:
1. Арсеньев К.С. Методика развития критического мышления у людей разных возрастов. – Педагогика. Том 84. № 8. 2020. 128с. – с. 37-46.
2. Арсеньев К.С. Методологические предпосылки для создания методики развития критического отношения к информации у студентов вуза. – Педагогика. Том 84. № 1. 2020. 128 с. – с. 16-25.
3. К.С. Арсеньев, О.Г. Смолянинова. Методологический анализ современных подходов к развитию критического мышления. – Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. ЯКОВЛЕВА. № 4(104). 2019. 249с. – с. 123-130. DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.018.
4. Арсеньев К.С. Нравственный климат планеты. Глобальные экосоциальные последствия мясной промышленности в свете критического мышления. – Вестник науки и образования. No 13(49). 2018. 106 c. – c. 91-93.